Общество накануне перестройки
К середине 1980-х годов развитие товарно-денежных отношений и распространение в
СССР мировоззрения религии денег привело к расслоению общества на части, имевшие
прямо противоположную (антагонистическую) систему ценностей. Это были не столько
классовые, сколько религиозные группы.
Советские люди придерживались твёрдых морально-нравственных ценностей, любили
свою Родину и честно работали.
Они хотели определённых перемен, но совершенно не предполагали смены строя или
ухода коммунистической партии. Они хотели, чтобы компартия вернулась к своим же
принципам, от которых она частично отошла. Чтобы она перестала ставить производство
впереди человека, чтобы нужды людей и нужды семьи опять стали важнее цифр
экономического роста, чтобы партийные руководители перестали делать из своих
должностей кормушки, а снова стали личностями, которые подают пример остальным.
Для советских людей годы «застоя» в потреблении вовсе не были годами застоя в
творческом развитии. Культура и сознание советского общества (если не пытаться их
измерить цифрами), развились до нового качественного уровня.
Общество уже начало осознавать ограниченность и противоречия текущей философии и
было почти готово для выработки новой философии. Это состояние стало и его слабостью,
поскольку в поисках нового сознание не могло не заняться отрицанием многих ранее
незыблемых принципов. В такой момент любое сознание наиболее уязвимо.
То было самое читающее и самое образованное общество в известной истории мира.
Очень многие советские люди не стремились к увеличению материального потребления. Их
больше интересовали образование, идеи, книги, песни, походы, научные исследования,
творчество или радость простого труда на своём дачном участке.
Произошло то, что и должно было произойти в обществе, исчерпавшем
материалистический путь развития. Началось глубокое развитие сознания, которое нельзя
оценить мерками материализма, и тем более меркой денег.
Поганые к середине 1980-х годов стали довольно большой и выраженной группой. У этих
людей сложилось чёткое мировоззрение религии денег, которое описано в 5-й главе.
К ним относились фарцовщики, валютчики, спекулянты, большая часть торговли
(включая внешнюю), «сервис», рестораны, многие аппаратчики и «комсомольские»
активисты, картёжники, взяточники, уголовники, а также множество людей других
профессий, включая спортсменов, артистов и необременённых работой научных
сотрудников.
Надо сказать, что поганые были в России всегда, и ярко проявлялись в самые тяжёлые для
страны моменты. Например, в октябре 1941 года, когда фашисты вплотную приблизились к
Москве, одни люди пошли в ополчение и рыть окопы. Другие, как видающийся артист
А.Менакер, были заняты выбиванием дефицитных автомашин для отправки в эвакуацию
своей личной коллекции уникальных сервизов, и очень переживали, не повредятся ли
сервизы в дороге. Об этом А.Менакер с волнением рассказывает в своих мемуарах.
Находясь в эвакуации, видающийся физик Лев Ландау получал от государства по талонам
мыло. По воспоминаниям его жены, славный продолжатель дел Ньютона быстро сообразил,
что мыло на чёрном рынке стоит очень дорого, и наспекулировал целое состояние.
Поганая часть общества активно преклонялась перед культами Запада и рассматривала
Советскую систему просто как мешающую им догнать Запад по уровню потребления.
Желание жить по-западному было сосредоточено в Москве и в других крупных городах,
что вполне естественно. Во-первых, чем крупнее город, тем там сильнее товарно-денежные
отношения. Во-вторых, в крупных городах были сосредоточены органы управления и
верхушка торгово-распределительной преступности.
Поганые понимали, что всей большой страной догнать Запад нельзя, но это им и не было
нужно. Они рассматривали остальную Россию и союзные республики как отсталую деревню,
которая не умеет работать и снижает уровень их потребления.
Денег от экспорта нефти и газа им более чем хватило бы на импорт удовольствий. Они
поняли, что если бросить оборонные расходы и сдаться Западу, то можно вообще ничего не
делать, а только распределять нефтедоллары.
Часть аппаратчиков и руководителей была недовольна тем, что их власть, их право
распоряжения общей собственностью – временные и ограниченные. Они не могли передать
свои места в управляющей иерархии по наследству. Они были вынуждены постоянно
отвечать за свои действия перед начальством. Их могли снять с должности в любой момент,
и этим лишить всех прав распоряжения, а также льгот вроде служебной дачи и автомобиля.
Их ответом было формирование круговой поруки, взаимного блата и пристраивание своих
детей и родственников на выгодные места. Но всё же им хотелось окончательно превратить
право распоряжения в право своего безраздельного владения тем, что пока оставалось
общенародной собственностью.
Существовала и ещё одна, промежуточная часть общества, которая по своему размеру
превышала остальные. Это были обычные советские потребители и обыватели, у которых
сочетались советские и товарно-денежные ценности.
Они хотели повыше зарплату, новый ковёр, мебельный гарнитур, автомобиль «Жигули»,
они хотели больше импортных товаров. Но они не хотели и не ожидали какого-то резкого
изменения системы.
В группу потребителей входили и те, кто в теории считался опорой социалистического
строя – рабочие крупных заводов, шахтёры, немалая часть военных. Это не удивительно, ибо
ежедневная жизнь этих людей, в отличие от крестьян или жителей небольших городов,
невозможна без товарно-денежных отношений.
Управление поведением этой группы и стало решающим в изменении общественного
сознания в ходе перестройки.
Опутали сознание обывательщины нити.
Страшнее нужды обывательский быт.
Скорее
головы брэндам сверните –
Чтоб человек
брэндами не был забит.
Начало 1980-х годов было временем почти полной смены руководства СССР. Военное
поколение – те, кто победил на фронте и прошёл тяжёлое послевоенное восстановление,
естественным образом состарились, вышли на пенсию или умерли.
К руководству приходили те, кто взрослел в сытые 1950-1960-е годы и вырос на бытовом
материализме хрущёва. К началу 1980-х в СССР накопилось много проблем. К ним можно
было подойти как к своим проблемам. Да, очереди. Да, в доме непорядок. Да, старые методы
не работают. Надо разобраться, в чём причина, и исправить.
Был возможен и второй подход. Наплевать на всё, бросить свой дом, посмотреть, как
хорошо жить на Западе, и попытаться скопировать его методы. Для поколения «догнать и
перегнать» был гораздо ближе и гораздо проще второй подход.
Это время стало весьма благоприятным для Орды. Военными и силовыми методами
победить СССР было невозможно, поэтому она в очередной раз использовала методы
управления сознанием. Индивидуальным сознанием высших руководителей, изучением
которых десятками лет занималось «кремлеведение», и сознанием общества в целом.
Хотя привыкшего озвучивать чужие мысли и превозносить себя горбачёва и было легко
заставить говорить и делать то, чего хотел Запад, болтовня «реформаторов» не должна была
сильно противоречить идеологии. Надо было разнести советское общество, используя
внутренние противоречия его философии.
Нет ничего удивительного в том, что многие из ярых идеологов коммунизма превратились
в его ярых ненавистников. Для части начальников коммунистическая идеология давно стала
просто способом удержания у власти. Так же как европейские аристократы за несколько
веков до этого заменили бога, ставшего более ненужным и неудобным, на золото, так эти
начальники искали способ замены коммунистических символов на «твёрдую» валюту.
Но при всей неприязни к ним, следует помнить, что глубинные корни этого – не только в
качествах характера. Они лежат и в марксистском приравнивании золота и труда, в
понимании развития исключительно как материального прогресса.
Это был не только кризис убогости отдельных личностей. Конечно, это никак не был
кризис производства. Это был глубокий кризис противоречий всей философской системы.
И советским людям, и поганым, и советским потребителям, и партийному руководству,
была подсунута одна и та же старая дурилка – дурилка свободного рынка.
Стоит начать поклоняться всемогущему рынку, и его магическая рука сразу даст
потребителям изобилие лучших товаров, начальникам – мудрость и смекалку, обществу –
согласие и справедливость. А мастера культуры создадут новые, не ограниченные узкими рамками идеологии, глубоко духовные шедевры, вдохновившись гонорарами в твёрдой
валюте.
|